1 мая Спорт-Хит и Интернет-магазин работает до 19.00
Создана: 20.08.2021
Обновлена: 18.11.2021


Нам всегда нравились приключения и путешествия, поэтому мы регулярно участвуем в экспедиция Русского Географического Общества. Вот и очередная совместная экспедиция Русского Географического Общества и Экспедиционного Центра Мин.Обороны "Исследование аэродромов трассы АЛСИБ" стартовала с непосредственным участием нашей компании. Наш Директор Подклетнов Олег был приглашён руководителем первой и самой сложной Чукотской части экспедиции.  Мы не только участвовали, но и поставили экипировку для участников экспедиции: куртки мембрана, брюки Gore-Tex, москитные сетки и панамы, тёплые вещи и прочую экипировку и снаряжение.
 
Почему мембрана летом в июле? По фото Вы видите, что погода на Чукотке  это время постоянно пасмурная с моросью и наши вещи прекрасно показали себя в суровых экстремальных условиях Чукотки. Правда, красивых солнечных фоточек не получилось, но зато все задачи выполнили!

На фото:
- директор Подклетнов ОВ в куртке и брюках горных Австрия olive

 




На фото:
- Борт-механик обсуживает двигатель вертолёта в подстёжке под комбинезон Германия 

На фото:
- директор Подклетнов ОВ на фоне остатков самолёта АН-2 в куртке Gore-tex camo woodland США с рюкзаком тактическим Германия

На фото:
- директор Подклетнов ОВ на фоне остатков кита в Куртке мембрана Tru-Spec и ботинках Gore-Tex desert США

 



На фото:
- экипаж вертолёта ночующий в грузовом отсеке на Раскладушках с москитными сетками на раскладушку Голландия 


Что такое АЛСИБ? Подробно читайте на сайте Русского Географического Общества

А теперь расскажем вам подробнее о том, как прошла экспедиция. Ведь это было невероятно интересно! Экспедиционная группа РГО и специалисты Министерства обороны обследуют аэродромную инфраструктуру, которая создавалась еще во времена Великой Отечественной войны, в самых труднодоступных районах страны – на Чукотке, в Магаданском крае, Якутии и Красноярском крае. Авиатрасса, построенная в кратчайшие сроки, соединяла СССР и США с целью перегона самолетов – истребителей и бомбардировщиков, поставлявшихся по ленд-лизу в рамках союзнической помощи. Приказ о создании Красноярской воздушной трассы (позже названной "Воздушная трасса Красноярск-Уэлькаль", а далее известная как "Алсиб") был отдан в октябре 1941 года, перегон самолетов начался осенью 1942 г.




За годы войны трасса пропустила 8094 самолетов, которые сразу поступали на фронт. К концу войны на ней действовал 21 аэродром на основном направлении и 5 аэродромов на обходных трассах. Самолеты доставлялись до г. Фербанкс на Аляске американскими летчиками, далее их принимала советская комиссия и уже наши летчики поэтапно перегоняли самолеты в СССР. Для этого была создана 1-я перегоночная авиационная дивизия под командованием известного полярного летчика И.П. Мазурука. Протяжённость трассы от Фэрбанкса до Красноярска составляла порядка 6500 км. С заводов в США до фронта в СССР самолётам приходилось преодолевать до 14 000 км.

В качестве транспортного средства экспедиции РГО и Министерства обороны для обследования военных аэродромов - крупнейший в мире серийный транспортный вертолёт МИ-26. В планах экспедиции – обследовать порядка 10 аэродромов с целью выяснения их современного состояния, технологий постройки в короткие сроки, изучения памятников истории, увековечения памяти участников перегона и строительства трассы.


На фото: Вертолёт МИ-26 на полосе в пос. Уэлькаль


В экспедиции принимают участие специалисты-геофизики, геологи, военные топографы, специалисты по аэродромной инфраструктуре, историки, архитекторы и художники.
Базовой точкой первого этапа экспедиции (обследование аэродромов на Чукотке) стал административный центр г. Анадырь (пос. Угольные Копи), где находится современный аэродром. Группа РГО добиралась сюда на транспортных самолетах ИЛ-76 и АН-12 Министерства обороны, а вертолет и военные прибыли из г. Хабаровска. На Чукотке экспедиция должна обследовать аэродромы Чаплино, Уэлькаль, Анадырь, Танюрер, Марково и Омолон.

 



На период до 12.08.2021 проведено обследование четырех аэродромов: Чаплино, Уэлькаль, Анадырь и Танюрер. На всех аэродромах на основе архивных документов и визуального осмотра было определено местоположение взлетно-посадочных полос (ВПП), определены их координаты, выполнены топосъемка, аэрофото и видеофиксация, шурфовка с целью изучения подстилающих пород, проведены исследования с применением георадара.

Обследование аэродрома Анадырь

Не дожидаясь прибытия основного состава РГО, группой военных топографов и специалистов по аэродромной инфраструктуре, прибывшей в Анадырь раньше, были проведены работы по обследованию промежуточного аэродрома Анадырь Красноярской воздушной трассы. Аэродром располагается примерно в 10 км на северо-запад от пос. Угольные Копи в местности «Горка» (сопка «Волчиха»). ВПП грунтовая, имеет размеры 1200 х 50 м, в настоящее время не используется. На всей площади ВПП имеются низкорослые растения, 60 % поверхности поросло кустарником высотой до 180 см, явных очертаний ВПП не имеет, границы сильно размыты, маркировка элементов ВПП и других частей летного поля отсутствует.


На фото: Проведение топосьемки на аэродроме Анадырь («Горка»)


По историческим данным выбор для строительства полосы был обусловлен твёрдым грунтом и наличием инфраструктуры Главного управления Северного морского пути и Акционерного Камчатского общества в районе Бухты Мелкая где этими организациями обслуживались гидроавиапорт и рыболовецкая база. Начало строительства аэродрома на сопке «Волчиха» относится к октябрю 1942 г. Строительство производилось Чукотской авиагруппой Главсевморпути, в результате которого была подготовлена на осенний период 1942 г. временная грунтовая полоса.


На фото: ВПП аэродром Анадырь («Горка»)


Аэродром на «Горке» существовал, по всей видимости, до 1970-х гг. Сюда садились вертолеты и небольшие самолеты, типа АН-2 и Ил-14. В настоящее время аэродром в заброшенном состоянии, вся приаэродромная инфраструктура в руинированном состоянии. Приаэродромный поселок располагался на месте современной рыббазы в бухте Мелкой. По историческим данным в зимнее время самолеты садились на лед губы Мелкой.


На фото: Вид на губу Мелкую, где в 1940-х существовал приаэродромный поселок


Обследование аэродрома Танюрер

В период со 2-го по 8.08.21 были проведены работы по изучению остатков аэродромной инфраструктуры в районе устья реки Танюрер. Это был один из промежуточных аэродромов Воздушной трассы Крсаноярск-Уэлькаль, работы по постройке которого производились в 1944 г.

Экспедиционный состав РГО и военных высадились в районе метеостанции «Танюрер», где был разбит полевой лагерь, после чего вертолет вернулся в Анадырь. По погодным условиям, вертолет смог забрать группу только через неделю. За этот период были проведены многочисленные радиальные маршруты для изучения приаэродромной инфраструктуры.

Было установлено, что вся территория бывшего аэродрома сильно заросла ольховником, ивой и кедрачем высотой до 4 метров и представляет собой труднопроходимую лесотундру, по которой крайне затруднительно перемещаться. У участников экспедиции вызывало удивление скорость поглощения антропогенных объектов природной средой. На местности были проведены работы по аэрофотосъемке, топосъемке, определены границы ВПП и рулежных дорожек, границы приаэродромного поселка.


На фото: Геофизические исследования с использованием георадара, аэродром Танюрер


Практически не сохранился приаэродромный поселок, все дома руинированы до состояния археологических объектов. Сохранился лишь дом метеостанции, баня и здание ДЭС, которые предположительно, на основе типологического анализа и сравнения с историческими фотографиями, можно отнести к периоду Великой Отечественной войны.


На фото: Здания метеостанции Танюрер.


На противоположном правом берегу р. Танюрер были проведены работы по укреплению покосившейся стелы, посвященной экипажу погибшего транспортного самолета в начале 1950-х гг. При внимательном обследовании установлено, что здесь располагалось общее кладбище приаэродромного поселка.


На фото: Укрепление основания стелы и ее выпрямление. Аэродром Танюрер


В зарослях ивняка и кедрача в ходе маршрутов было обнаружены крупные фрагменты 8 самолетов ЛИ-2, а также в разбитом состоянии остатки автотехники – Студебекеры, ЗИС 5, американский тягач REO, Виллис и др. Обнаружено большое число бочек с американской маркировкой US N и US Air Force


На фото: Фрагмент крыла транспортного самолета типа «Дуглас»



На фото: Остатки техники, поступавшей по ленд-лизу, аэродром Танюрер



На фото: Американские бочки, ленд-лиз. Аэродром Танюрер


По исторических источникам известно, что аэродром был построен в крайне сжатые сроки (75 дней) летом-осенью 1944 года. Для этого в абсолютно дикую местность было направлено порядка 400 рабочих и 14 единиц техники. Одновременно партия лесорубов подготовила и сплавила по горным рекам за 800 км лес для постройки приаэродромного поселка. При строительстве был проявлен массовый трудовой героизм, превышение планов составило 200-250%. Из Анадыря на американских десантных баржах были привезены перфорированные металлические траки, которыми была застелена ВПП. В районе метеостанции был обнаружен старая металлическая баржа, которую предположительно можно отнести к периоду 1940-х гг.

В послевоенный период аэродром обслуживался до 1960-х годов, где располагалась воинская часть. Предположительно в середине 1960-х гг. часть была закрыта, а практически все траки с ВПП сняты и увезены.

Обследование базового аэродрома Уэлькаль

08.08.21 в течение одного рабочего дня было проведено обследование аэродрома Уэлькаль – базового аэродрома Красноярской воздушной трассы. Предварительно были проведены работы по изучению космоснимков и исторических источников, по которым было локализовано местоположение исторической ВПП и приаэродромной инфраструктуры.


На фото: Вид на косу, где располагался аэродром Уэлькаль


После посадки вертолета работы велись несколькими группами – военные топографы провели топосъемку объекта, геофизики провели работы с георадаром и шурфовку ВПП для выяснения состава подстилающих пород.


На фото: Шурфовка в районе ВПП, Уэлькаль


Группа в составе архитектора и художников провели экспресс-обследование приаэродромного поселка, историки провели работу с местными жителями для выяснения исторических деталей развития аэродрома. Большую помощь в организации работ оказал глава местной администрации Кевкун Вячеслав Викторович и директор школы Козловская Надежда Васильевна. По их устным данным и при их участии были локализованы места падения двух самолетов – один рядом с полосой, предположительно транспортный самолет, его крыло торчит из воды в лагуне. Второй в 10 км на юго-запад по прибрежной косе. Там обнаружены по всей видимости остатки двух самолетов – транспортного Г-1 (полярной авиации, остатки желтой краски на гофре) и хвостовая часть истребителя, предположительно ЯК.


На фото: Фрагмент стабилизатора самолета-истребителя, обнаруженный в 10 км. От аэродрома Уэлькаль



В ходе работ на полосе большой удачей стало обнаружение фрагментов деревянной обрешётки ВПП. По историческим данным известно, что в Уэлькале была создана полоса по уникальной технологии - на подготовленное гравийное основание укладывались деревянные бруски, образующие клеточный каркас. В образовавшиеся ячейки утрамбовывалась приготовленная смесь гравия с песком и глиной. По предварительным данным эта взлетно-посадочная полоса служила до 1962 года. В ходе экспедиции обрешетка была детально изучена и зафиксирована. Причем было выявлено два типа обрешетки – на самой ВПП и на рулежных дорожках и якорных стоянках. Кроме того, в районе ВПП зафиксированы многочисленные металлические перфорированные траки. По предварительным данным, траки также могли быть постелены в продолжение полосы ВПП в годы войны.


На фото: Фрагмент деревянной ВПП в Уэлькале


По данным местных жителей последние самолеты ВВП принимала в 1981 г. После войны в районе аэродрома была развернута военная часть, которая просуществовала до начала 2000-х гг.

 В районе ВПП зафиксированы большие объемы мусора, бочек, остатков различной техники. Все это требует очистки, но обязательно с участием специалистов-историков, т.к. среди металлолома встречаются интересные объекты техники, немецкие и американские бочки времен войны и другие интересные артефакты, которые важно не утратить.
Обследование аэродрома в Чаплино

12.08. было дано добро на полет на самый восточный аэродром трассы Красноярск – Уэлькаль, который располагался на косе рядом с мысом Чаплино на берегу Берингова моря. Перелет осуществлялся с дозаправкой в пос. Провидения. По историческим источникам известно, что строительство аэродрома началось летом 1944 г. и было завершено к концу года. Хотя еще осенью 1942 г. на косу совершило вынужденную посадку звено из 10 истребителей Р-39 «Аэрокобра», которых лидировал на бомбардировщике Б-25 летчик П.П.Гамов. Самолеты шли с Аляски, но на советской территории Гамов получил радиограмму, что аэродром в Уэлькале не дает посадку. В этой ситуации Гамов принял решение сажать самолеты на косе в Чаплино. Все 11 самолётов успешно приземлились и на следующий день, после прилёта из Уэлькаля транспортного самолёта с обогревателями для запуска моторов, успешно достигли пункта назначения.

В ходе обследования РГО и Минобороны выяснено, что форма косы с периода 1940-х гг. претерпела некоторые изменения и, по всей видимости, часть полосы оказалась подмыта и занесена береговым песчаным валом. В районе ВПП обнаружены самолетные траки трех видов (как американские, так и более поздние советские). Полоса использовалась по целевому назначению и после завершения Великой Отечественной войны, но на современном этапе не функционирует. Интересно, что на территории бывшего аэродрома обнаружены остатки большого самолета-бомбардировщика, который можно определить, как ТБ-1 или ТБ-2. Сохранились фрагменты гофрированной обшивки из алюминия с остатками зеленой краски, фрагменты фюзеляжа.


На фото: Остатки самолета предположительно ТБ-1 или ТБ-2. Мыс Чаплино.


Исследования продолжаются. Большую помощь в реализации проекта оказывает авиационная комендатура 182-го ТБАП 326-й ТБАД КДА в г. Анадырь в/ч 75715-А, командир - подполковник И.И.Албу, представители администрации поселков, национального парка «Берингия».


IMG_0961.jpg



На фото: Личный состав экспедиции РГО и Минобороны на мысе Чаплино

Подготовил к.и.н. П.А.Филин

Вместе с нами помогали экспедиции и коллеги из GreenWorks (производитель инструментов). Смотрите их ролик по материалам экспедиции:



Возврат к списку

Заказ обратного звонка
Оставьте телефон

Когда с вами связаться?

Звонок бесплатный, перезвоним в течение 5 минут!

Заказ обратного звонка
Спасибо, ваше сообщение успешно отправлено